вторник, 8 января 2013 г.

Страна без неба...
впечатления от поездки в Германию человека, который ни разу там не был.


Disclaimer: Все, описанное здесь, имеет субъективный характер. Все знания получены от местных жителей или от сестры и ее мужа, которые проживают в Германии более 10 лет. Поэтому, вполне возможны отклонения от официальной точки зрения.
      Моя сестра уехала в Германию в начале нулевых. Один раз приезжала летом к родителям мужа в 2006 г. и больше в России она не появлялась. Я же никак не мог собраться к ней. Вечные дела, а потом и маленький ребенок не давали такой возможности. Посетив страну, я понимаю, почему ее не тянет на родину. Попытаюсь донести это и до вас.


Виза.
    Получение визы оказалось неожиданно простым. Больше переживал, что страна серьезная и могут отказать. Скачал на сайте правила подачи визы, анкету и образец заполнения анкеты. Для пермяков все документы надо подавать в Екатеринбург, в консульство Германии. Еще там, в консульстве, чувствуется "дыхание" Европы. Я тогда не придал этому значения, но теперь-то понимаю, что их вежливость и предупредительность - это проекция Европы на нашу местность :-). С 1 февраля правила подачи еще упростились, и личное присутствие не требуется...

Приезд.
   Вернее прилет. Естественно, отечественная авиакомпания опоздала на 3 часа. Я даже не удивился. Германия встретила нас погодой +8 и ... отсутствием неба... Это зима, мне так сказали. Серая верхняя часть пространства. Ровная, будто выглаженная. Это зимнее небо. Такое вот небо. Или, вернее, его отсутствие. Тут и начались у меня культурные различия. Вернее культурные потрясения. Далее все потрясения я разделил по типам:
  • дороги и транспорт
  • люди, культура и обычаи
  • магазины, товары, покупки, еда
  • экономика и экономия
  • Где деньги, Билли?
Дороги и транспорт
    Всем известно, что дороги в Германии - просто супер. Я знал, но не видел. Тут увидел. Вот типичная улочка маленького городка с названием, которое никому ничего не скажет.
аккуратный асфальт, аккуратный тротуар, на котором нарисованы прямоугольники для парковки авто. И машины стоят именно там. Нигде иначе. Если на автопарковке есть места для инвалидов, то они помечены знаком. И НИКТО туда не ставит свой автомобиль. Более того. Моя супруга, по незнанию, села в автобусе на такое место (это первые 7 мест. У нас они тоже когда-то были). Сестра шепнула, что это неприлично, сидеть на таких местах. Мы просто сменили место. Без разговоров и мыслей, "а ведь народу мало, ну что такого то". Ordnung muss sein. И так во всем. 
    Дороги реально хороши. Ограничения скорости в населенных пунктах - 50 км/час. За пределами ограничений нет, если не стоит знак. Я видел знаки и 100 км и даже 120. А в остальных местах мы ездили от 120 до 160 км/час. И это было законно. Везде разметка. Меня всегда удивляло, как наша разметка не выживает 1 сезон. У них все везде нанесено. Все везде читаемо. Все правила движения идентичны нашим. Но я встретил и интересно отличие. Стоп-линия на ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ стороне перекрестка. У нас же как, если не успел проехать перекресток ,пешеходы рванули на свой зеленый и ты лавируешь между ними рискуя получить клюкой по капоту от какой-нить бабули. Меня поймут те, кто ездит через цирк. У них нет. Перед переходом стоп-линия. Вот перед ней и надо остановиться. И еще. Их желтый. Нормально совершенно проехать на желтый за городом, при скорости 90, если ты не можешь остановиться вовремя. У нас в правилах также есть такой пункт, но! формально он никогда не исполняется и сотрудник ГИБДД всегда тебе вменяет нарушение. У них же в правилах даже есть такие вопросы: "до светофора 10 метров, у вас скорость 75. На светофоре желтый. Что вы должны сделать: проехать или остановиться?". Парковки здесь присутствуют. Почти все платные. Только около торговых центров были бесплатные, но и сами ТЦ стояли чуть ли не в поле. А во Франкфурте сплошь платные. На въезде автомат выдает чек. На выходе и входе на парковку стоят автоматы по оплате этого чека. Скормил чек аппарату - он тебе выдал сколько твой долг. Оплатил, получил чек обратно, сел в машину, скормил чек шлагбауму на выезде - тебя выпустили. Никаких людей. НО! на каждом автомате есть кнопка "Поговорить с оператором". Т.е. если ты чего-то не понял или еще, что, то ты можешь поговорить с человеком. На всех парковках указатели, есть ли свободные места. Все просто и понятно. Для людей.
     Автомобилей в семье у сестры два. Оба гибриды. Расход на 100 км пути около 5 литров. Это включая загородные поездки и поездки по Франкфурту. Ибо литр бензина стоит 1,20-1,40 евро за литр. Одному авто уже 8 лет, но оно ездит и ездит... Железное оно что-ли... :-)
      Еще мы успели проехаться на автобусе, электричке и поезде Берлин-Франкфурт. На парковке автобуса "тусуются", по-другому не скажешь, пара человек, которые помогают правильно купить билет и правильно выбрать автобус. Они же могут тебе продать билет в нужное тебе направление. Тут же на остановке стоят и автоматы по продаже билетов. При входе ты их просто предъявишь водителю. Если же ты не купил билеты ни у человеков ни у железяки, то тебе их продаст водитель. Тут же на остановке табло с прибытием автобусов. Номер и количество минут до прибытия. Я не много ездил на автобусах, но они приходили точно совпадая с "предсказаниями" табло. Электричка аналогична автобусу, с той лишь разницей, что водитель билетов не продает. Их можно купить через интернет, что мы и делали. А можно купить на перроне. Поезд удивил сразу. Все места сидячие. НО! есть "тихие" места. Там запрещено громко разговаривать и говорить по мобильному. Эти места отгорожены от всех дополнительными дверями. Там, где мы сидели я сразу решил проблему севших аккумуляторов. Розетки просто между сиденьями. Всеми. Не надо никуда бегать. Восьмой вагон, как и у нас, вагон-ресторан. Ну, правда, тут это скорее вагон-кафе. Очередной культурный шок - это отсутствие привычных нам тыдых-тыдых на стыках рельс. Цельнолитые они что-ли тут? Я все ждал этого тыдых-тыдых... А его за 5 часов поездки и не было....
     Водители авто тут какие-то....ммм..."сверхкультурные" что-ли. На перекресте водитель машины, находящейся на главной дороге, решил уступить дорогу второму авто. Остановился, моргнул, и "пропустил свой ход"...никто никуда не торопится и никто никому не сигналит. Все паркуются как надо и всем хватает места. По крайней мере за 7 дней мы ни разу не наматывали круги вокруг нашей цели в поисках парковки.

Люди, обычаи и культура
    Самый большой культурный шок (КШ), это, конечно, от людей. Их поведение, поступки, действия меня постоянно ввергали в пучину раздвоенного сознания. Казалось, я не здесь. Такого быть не может. Откуда это тут? Мне столько посторонние люди не улыбались с моего рождения. Если посчитать количество улыбок отправленных мне лично в Германии, то они с лихвой перебьют все собранные поштучно улыбки полученные в России за всю мою жизнь. Я просто подошел к витрине, мне уже улыбаются и здороваются со мной. Я же ничего еще не купил и не собирался даже, но все равно - "Guten tag" или "Hallo" я получу. И улыбаются. Первые часы я просто не мог привыкнуть и терялся в пространстве... А также терял язык. Хотя я в состоянии произнести "Hallo", но тут КШ гасил мое сознание и я тупо пялился на продавца и на товар...Наверно, смешно выглядел. Вообще желание прийти на помощь тут просто возведено в икону. И вообще человек и его жизнь. А, особенно, дети. Тут нормально просто спрашивать, что тебе надо. По поводу и без него. Просто подходишь и спрашиваешь. Ничего не читая: ни вывесок и ни указателей. И никто тебе не скажет: "вывески читай, не видишь, у меня обед!!!". Все КРАЙНЕ культурные... Всегда, "пожалуйста", "спасибо", "пока". И всегда готовы уступить. Столкнулись в узком проходе - "bitte". Едешь с тележкой по магазину, уберет свою - "bitte". Это вызывает непреодолимое желание быть таким же..
       Второе удивление от мусора. У них принято его сортировать: бумага, стекло, вторичная переработка (там где стоит значек со стрелочками) и биомусор. Электроника, строительный мусор, мебель требуют особенного вывоза. Просто так его выбросить нельзя! А то придет мусорный полицейский. Впрочем, если ты не отсортируешь мусор он тоже придет. Ordnung muss sein.
         Мы проживали в 20 км от Франкфурта в маленьком городке. Чистый, тихий, уютный. Кажется безжизненным. Но удивительно ухоженным. За все время я только дважды видел человека пешком. Все остальные передвигаются на машинах. Общественного транспорта нет, как класса. Мне сестра рассказывала о человеке, у которого нет машины. Он ходит в супермаркет пешком. Около 3х км. в одну сторону. Здесь не принято шуметь. Все уважают соседей. Тишина стояла все 7 дней. Исключение новогодняя ночь. Стреляли салюты и петарды. Но это можно. Кстати, пиротехнику здесь продают только с 28 декабря. Все. В остальное время частное лицо купить ее не может. Мы обсуждали с мужем моей сестры деловые вопросы с коренным жителем. И главное, что оба поставили во главу угла - Точность по времени исполнения работ. Никаких опозданий. Неважна стоимость. Главное - вовремя. И это у них такой бзик. Точность во всем. Я уже писал об автобусах. То же касается и всего остального. Они (сестра с мужем) не трогались с места, если не все пристегнули ремни безопасности (в том числе и задние пассажиры).  Ну ведь никто не видит, ну ведь можно потом на ходу пристегнуть. Нет. Никак. Ordnung muss sein. 
     Страна также оставила впечатление умеренно консервативной державы. Никто не торопится с внедрением супер-пупер новинок, которыми кишит Китай и США. Даже в Перми есть много чего, что не применяется в Германии. Но то, что у них есть - работает безупречно. Все билеты, купленные через интернет,  сканируются сканерами у контролеров. И без ошибок и проблем. Все платные стоянки - почти без персонала. Даже прием вторичной тары - автоматизирован. Стоимость пластиковой бутылки - 0,25 евро.
Но в доме используется линия ADSL и для интернета и для телефонии. И она работает без сбоев. Никто не спешит тянуть туда оптику. 


Магазины, товары, покупки, еда

         Да, тут ОЧЕНЬ много чего сильно дешевле нашего. Мы купили себе и одежды и обуви по очень интересным ценам. Для тех, кто знает цены на продукты и напитки ниже несколько фотографий из их супермаркета.










Это не дьюти-фри, это обычный магазин. На второй фотографии - мороженое. Один из холодильников из, примерно, десяти. Да. Не все дешевле чем в Перми. Но многое. Я не фотографировал мясо, потому, что было неудобно выглядеть дикарем. Но, поверьте, если я скажу, что там было около 200 сортов всякого мяса - не сильно ошибусь. Там я впервые поел вдоволь хамона, который стоил 5 евро за 200 грамм, а не 1300 рублей за 100 грамм. Там мы купили черешни на новогодний стол. По вполне вменяемой цене - 16 евро за кг. В немецких магазинах мы купили игрушек для малыша. Там же я купил домой планшет Asus. Благодаря возврату НДС на границе (так называемый TaxFree), я заполучил его на 19% дешевле, чем в России. Да, я купил для дочери кроссовки Nike Foot Lockers, которые не продают у нас вообще (официально). И заплатил опять же вменяемые 2400 р.

     Я ходил по магазинам и находил многие "наши" бренды. Это было приятно. Приятно, что здесь, в России, также это есть. Но, очень часто, я был шокирован разницей в цене. У них и у нас. Причем, выигрыш был не в пользу России. Стоимость пиротехники на новогоднюю ночь составила около 200 евро. Сюда вошли 5 больших коробок салютов, 2 упаковки бенгальских "свечей" по метру длиной. Около 40 ракет большого размера, штук пять больших римских свеч  с 40 запалами, 2 фонтана, и море мелких петард, салютиков, огненных колец и прочего "мусора" количеством более сотни. Все это мы поджигали и запускали примерно полтора часа, наслаждаясь зрелищем






        Еда  - это отдельная "песня". Спасибо огромное моей сестре, Наталье, за угощения, которые она готовила ежедневно свежее. И это было удивительно. Но здесь приготовление пищи не является чем то сверхтрудным и утомительным. В Германии огромное количество полуфабрикатов очень высокого качества. И приготовление многих из них - дело 5 минут. В духовке или на сковородке. Также мы кушали и в ресторанах и кафе. Ценники меня не испугали. Вполне вменяемые. За 30 евро 2 человека поели и попили пива. За 50 наелись трое и еще осталось.






Экономика и экономия
        Всем известно, что экономика Германии самая сильная в Объединенной Европе. А я ходил по стране и удивлялся, ведь тут огромное количество вещей сделано для людей. И все это стоит денег. Но если они так тратят деньги, то откуда же они берутся? Ведь кто-то же тратит деньги на уборку улиц, на нанесение разметки на дорогу, на установку контейнеров для сдачи старой одежды и обуви. А вообще сложилось впечатление тотальной экономии всего. Ненавязчиво, целенаправленно, ежедневно...Двери в автобусах, электричках и поездах открываются "вручную". Т.е. если никто не выходит - нет смысла открывать двери. А если есть кто-то на выход - он нажмет кнопочку - двери и откроются. получаем экономию: тепла в салоне, смазки и уплотнителей в дверях. Датчики на всех дверях и водопроводных кранах в публичных местах, на дозаторах мыла, полотенец. За время пребывания там я выпил около 20 разных сортов пива. И ВСЕ!!! полностью ВСЕ бутылки возвратные. Цена 8 или 15 евроцентов за бутылку. В каждом магазине где продают пиво - там же и принимают бутылки. Пластик и жб также принимают. Фото автомата я привел выше. Также на автостоянке около супермаркета стоят контейнеры для сбора старой одежды и обуви. Ты просто забрасываешь ее туда. И все. Она потом достается малоимущим....ну или попадает в наши секондхенды (шутка). Весь пластик собирается и перерабатывается. Все это внушает уважение к стране, как к экономному хозяину своих ресурсов. Естественно на всех трубах и проводах счетчики. Но фанатизма экономии у сестры и ее семьи я не заметил. Просто все экономно живут...И все... Умеренно. Экономика держится не на ресурсах, а на технологиях. На малых предприятиях, о которых речь дальше.
     
Где деньги, Билли?
      У меня очередной КШ был при посещении кафе и магазинов. Почему в кафе цены ниже или такие же, а зарплата выше у персонала (около 900 евро), хотя налоги и аренда магазина ничуть не ниже чем в Перми. Где же разница оседает? Ведь у наших официантов зарплата вряд ли до 900 евро дотягивает. Почему в их магазине игрушки стоят дешевле, а ЗП у персонала выше. Где разница? При посещении терм (типа нашей сауны-аквапарка, куча бассейнов с пузырьками и течением) платишь около 600 рублей. В нашем аквапарке какие цены? Ну и почему такая разница в ценах, не в пользу российского аквапарка, но сервис хромает на обе ноги. И опять же, вода в Германии дороже, энергия тоже - а КАК ЖЕ ЦЕНА то получается такая гуманная? И ведь они же еще и зарабатывают при этом. ГДЕ ДЕНЬГИ, БИЛЛИ??? В центре Франкфурта стоит автопарковка, этажей так на 5-7, точно не помню. Все автоматизировано. Паркинг стоит около 3 евро в час. Почему это там выгодно, а у нас в центре Перми нет ни одной автоматической многоэтажной? Посещение любого заведения у меня вызывало КШ, потому, что я сравнивал этот бизнес с российским и получалось всегда не в пользу отечественного бизнеса. А они еще при этом и улыбаются!!! 

Эпилог.


           Кроме всего вышеизложенного создалось впечатление, о Германии, как о стране, где очень неплохо живется престарелым. Пенсия у них начинается в 67 лет. И у женщин и у мужчин. Но везде видна забота о них. Социальная реклама, предупредительный персонал. Мы были на концерте, симфоническом. Создалось впечатление, что мы одни купили билеты. Остальные получили их даром, за то, что им больше 70 лет. Никого вокруг нас моложе 60 лет. И один ребенок - моя племянница. Прекрасный концерт, милая музыка Штрауса, Кальмана. Вальсы и польки. Арии из оперетт. А вокруг .мертвые с косами сидят. сплошь одни немецкие милые бабульки и дедульки. И еще пара колясок с инвалидами в них. Да, Германия - стареющая страна. Но стареющим здесь дюже комфортно. Второе стойкое ощущение: здесь разучились работать руками. Не в почете специальности типа: строитель, автомеханик или там пекарь. Все стремятся быть социологами, психологами, историками и философами. Поэтому страна усиленно культивирует ручную работу. Множество денег в индустрии хобби. Куча магазинов с машинками, самолетиками, квадрокоптерами, паровозами. Запчастями к ним, красками, лопастями и прочим. Вот, например, подсвечник рождественский, ручной работы:

Цена - 360 евро.
    А вот хобби одного из деловых партнеров мужа сестры.











Стоимость деталей давно зашкалила за десятки тысяч евро. И, по оценкам самого хозяина, еще работы на 2-3 года. Все это будет ездить, гудеть, грузиться-разгружаться, уезжать в тоннели и тянуть товарники. Вот собственно и все впечатления. Рафинированное чувство составилось такое: спокойно, надежно, человечно, вежливо и культурно. Если ты готов выполнять правила. Без фанатизма. Просто выполнять.

P.S. Когда мы уже сели в обратный самолет Берлин-Москва я услышал "разговор" двух товарок:" Куда ты свою сумку запихала, тут не твое место, твое вон там. Туда и пихай!". Одной из товарок не хватило места в ручной клади в своем отсеке. И она заняла соседний. Вторая товарка не потерпела наглой интервенции и затеяла громкую перепалку.... Я прикрыл глаза.. Я понимал, что возвращаюсь в Россию.

8 комментариев:

  1. Прочла, не удивилась. Когда я возвращалась с "Запада" я неделю отходила и вновь привыкала к нашей действительности.Но вот что интересно, товарки тоже возвращались из Германии, но лучше они не стали.

    ОтветитьУдалить
  2. Посольство -это территория страны и сотрудники посольства представляют свою страну "наружу". Соответсвенно, по сотрудникам поселители составляют свое первое впечатление о стране. Ну и если ты вырос в Германии, то некоторые привычки убить уже невозможно.
    Небо у нас есть, просто серое))). Самое красивое небо - в мае, настолько голубое, что больно глазам. По немецким верованиям дети, рожденные в мае- счастливцы. Судя по моей дочке - это так и есть. Климат в Германии - это не для слабых духом. Короткий световой день, а в ноябре и постоянные дожди, помогают выработать стойкость и выдержку. Те, кто не справляется - покупает лампы от "Philips" ))).
    Парковка авто - то, чему учать в автошколе до посинения. На экзамене на права обязательно попросят два раза припарковаться, один из них - вдоль тротуара, между машинами. Места для инвалидов - шире, чтобы можно было выкатить без проблем инвалидное кресло. Еще бывают места для женщин с детьми. Они ближе к выходу и фонарям.
    На места для инвалидов садятся, когда другие места заняты и мгновенно вскакивают, если появляется "законный наследник". И да, даже подростки не пререкаются.
    Про желтый так и есть. Бывает, правда, не очень приятно, когда ты останавливаешься, а за тобой гонщик сигналит- типа, поддай газу и пройдем оба.
    Продолжение следует...

    ОтветитьУдалить
  3. Парковки надо содержать, поэтому и платные. Кроме того, это официальный источник дохода города, штраф за неправильную парковку идет напрямую в казну. Около ТЦ по-разному: около дальных всегда обычно бесплатно. Иногда делают с определенного времени, типа после 4х в субботу бесплатно.
    Гибриды мы брали осознанно: с такими ценами на бензин начнешь заикаться. Кроме того, налог на новый гибрид мы не платим, т.к. он мало загрязняет окружающую среду. Более того, министерство по транспорту присылало приглашение на опрос (добровольный) по поводу гибридов. Хотели узнать, каково ездить на таких машинах.
    Человеки, помогающие выбрать автобус и прочее, только около аэропортов. На ж/д вокзале можно подойти к инфо и тебе все объяснят на немецком или английском.
    Розетки в поезде да, везде. Все же с гаджетами. Иногда двое желающих на одну маленькую розеточку)))).
    Ну про сверхкультурных ты, пожалуй, загнул. Иногда попадаются придурковатые, но их так мало, что скорей всего охраняются законом как особо редкий вид.)))

    Продолжение следует...

    ОтветитьУдалить
  4. Улыбаться принято, ну и приятно, чтоуж. Так как мне много не надо: покажи пальчик - я уже заливаюсь смехом, то это часть немецкой жизни я и не воспринимаю особливо. На некоторых особо восточных и темпераментных людей немцы производят холодное впечатление.
    Я, если что-то пришла покупать, просто бросаюсь к продавцу и спрашиваю напрямую - КПД выше))).
    В магазине не принято скандалить, но в ALDI, REWE, Lidl все-таки контингент покупателей не с самой высокой культурой. Там могут и пихнуть попой и не извиниться. Но я там не закупаюсь))).
    Сортировка мусора - наше все. Немцы начали первые в Европе и по праву гордятся этим. Объясняется просто: ресурсов мало, плотность населения- высокая. Приходится экономить ресурсы и перерабатывать мусор. Жаль, фекалии еще никуда не пристроили))).
    Особенно ухоженным наш городок бывает летом - везде цветочки и подстриженные газоны. Владельцы домов подметают пешеходные дорожки перед домами сами. Тишина обеспечивается правильным районом проживания: молодежь не может себе позволить жить в таких домах, слишком дорого. В многоквартирных домах тишины будет поменьше, но после 10 вечера - слышно полет мухи.
    Некоторое раздолбайство иногда встречается, стррррррррррашно выводит из себя. На собеседованиях могут задать вопрос: сделать быстро, но с ошибками или медленно, но все верно. Правильный ответ - быстро))).
    Нууу, мороженное вообще-то только в четырех из десяти. В остальных - замороженные торты, пироженое, тесто, булочки и прочая выпечка.
    Если бы начал фотографировать мясо, подумали что ты - санинспектор. Да, выбор мяса - классный, и это мы еще к мяснику не заходили ))). В Германии я начала варить супы из куска мяса, а не из костей с налетом мясца.
    Цену на черешню мне трудно назвать вменяемой, все-таки для большинства она дороговата. Но какой же новый год без черешни!
    НДС можно получить обратно, если товар вывезен за пределы страны и лучше всего нетронутым (с этикеткой).
    Петарды стоили около 160 евро (там еще продукты были куплены совместно) и всю эту сумму мы радостно и с удовольствием пропуляли в небо. Муж у меня - подпольный пиротехник. И деточка пошла по его стопам: чем выше и громче летит ракета - тем лучше. Ну и если честно, я тоже люблю фейерверки))).
    Продолжение будет

    ОтветитьУдалить
  5. Для любимых людей и готовить - в удовольствие))). А с кухонным рабством надо бороться, поэтому полуфабрикатами я не брезгую пользоваться. И вы многое попробывать не успели. А еда и должна быть недорогой, в конце-концов - базовая потребность. Кафе и рестораны мы посещали не особо понтовые, цены в них - гуманные. На фото ты очень органично смотришься рядом с блюдом))).
    Экономии особой у нас в семействе не наблюдается,скорее наоборот: мне кажется, вирус потребительства очень силен. Но стараемся не покупать вещи, которыми не будем пользоваться. Вещи, которые не нужны, переезжают к новым владельцам))).
    Про экономику России знаю мало, сравнить не могу.
    Стареющая нация - это правда. Рожают мало, живут долго. На концерты классической музыки ходит старшее поколение, такая музыка звучала в их молодости))). Удивительно милые в общении и беззлобные. Сама удивляюсь до сих пор))).
    Про твое второе впечатление я удивлена: строительные специалисты в диком почете, зарабатывают неплохие бабки и при случае кочевряжаться. Хорошего электрика/ маляра/ сантехника передают друг другу из рук в руки и стараются не расстраивать.
    Рукоблудие в страшном почете, всяких прибамбас - дикое множество. Частично объясняется большим количеством пожилых людей, у которых есть время и деньги. Некоторые ручные работы типичны для определенной местности: плауновские кружева, саксонские поделки из дерева.
    Про хобби партнера мужа много распинаться не буду, скажу только одно: таких как он - много. Узнать можно по дурацкой улыбке на звук паровозика))).
    Общее впечатление совпадает с моим собственным: очень человечная страна, любящая жить по правилам. Ироничны и могут посмеяться над своей любовью к порядку. Романтичны: у старушек и старичков в бумажниках часто фотографии супругов/ детей/внуков. Не склоны к выпячиванию достатка: у нас в классе есть дети из ооочень обеспеченных семей, выглядят как все остальные)))).
    А сцена в самолете помогает вернуться в реальность быстро и без особых затрат))).
    Вообщем, приезжайте еще, всегда рады вас видеть.
    Наталья.

    ОтветитьУдалить
  6. много эмигрантов ? и на сколько сложно получить вид на жительство, гражданство?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я деталей не знаю. Но схема была такова: обмен студентами, защита диплома в Германии, обучение в аспирантуре (паралелльно поиск работодателя), получение рабочей визы от работодателя на 5 лет, повтор рабочей визы, после 8 лет примерного проживание можно подать прошение о гражданстве, кое и было удовлетворено.

      Удалить